"Жалобу в органы писали? Получите счёт!"

С 1 января 2017 года изменяется порядок проведения внеплановых проверок в сфере защиты прав потребителей.

Как известно, в настоящее время вот так просто прийти и проверить магазин, кафе либо автосервис нельзя: проверять должны по заранее сообщённой программе, которую согласовывают с прокуратурой и публикуют загодя на официальных сайтах проверяющих организаций и Генеральной прокуратуры.

Но из этого правила есть важное исключение: если в орган по контролю поступает жалоба гражданина-потребителя, то по ней вполне может быть проведена внеплановая проверка. Это исключение фактически сводит на нет всю прозрачность работы контрольных органов: на возражения типа «нас нет в плане проверок» тут же следует ответ: «А у нас на вас жалоба».

Согласно новой редакции подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для проведения внеплановой проверки будет являться подтверждение заявителем в его обращении в госорган факта того, что до обращения в орган Роспотребнадзора он обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

То есть, до того, как пожаловаться на компанию или предпринимателя, нужно сначала обратиться к ним самим. Кроме этого, нужно будет побеспокоиться и о доказательствах обращения с претензиями, иначе Роспотребнадзор по вашей жалобе внепланово проверять коммерсанта не будет.

Внеплановая проверка_1.jpg

Иными словами, фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Роспотребнадзор разъясняет, что будет с анонимными обращениями. По общему правилу, они не могут быть основаниями для внеплановой проверки. В случаях же, когда сообщённая анонимом информация сама по себе может являться основанием для проведения проверки, но имеются сомнения в авторстве такого обращения, должностное лицо органа государственного контроля обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Какие — не уточняется.

Обращения, направленные в форме электронных документов, смогут стать основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием авторизации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА, используется, в частности, при обращении за электронными госуслугами).

Предполагается, что орган государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю для взыскания с него расходов по проверке. Так что необоснованно жаловаться после Нового года может стать ещё и накладно.

 

Олег Масленников, «КонсультантКемерово»



Добавлено: 08.12.2016 20:50 | Автор: mon-man

Всего комментариев: 0
avatar